Что такое структура и план статьи, как их составить

план статьи в копирайтинге

По сути, структура и план – это одно и то же. Это содержание статьи. Оно помогает читателям понять, о чем пойдет речь, а копирайтер использует план как ориентир при создании материала.

План и структура: что это, в чем разница

Структура статьи – это каркас текста. Она состоит из таких элементов как заголовок, введение, тело статьи, заключение. План – это тезисное изложение содержания статьи. Как вы видите, разница в определениях небольшая, поэтому часто их отождествляют.

Главное отличие структуры от плана в том, что в плане вместо пункта «тело статьи» прописываются конкретные пункты и подпункты. В остальном все то же самое. Таким образом, план статьи включает следующие элементы: заголовок, введение, основная часть в тезисах, заключение.

Почему важно составлять план

План нужен для того, чтобы автор не упустил ничего важного, а также это помогает сохранять логику повествования. Раньше я пренебрегала таким важным шагом, как разработка структуры статьи, по ходу написания включала какие-то пункты. Получалось, вроде бы, неплохо, но, признаюсь, иногда меня уносило в дебри, появлялось много лишней информации.

В то же время некоторые заказчики давали задания с готовым планом, тогда я и начала осознавать прелесть работы с таким подходом: проще найти источники, если не хватает своих знаний, быстрее пишется текст, нет лишней информации, получается минимальный объем с оптимальной полезностью.

Теперь я всегда сначала составляют план, а потом уже пишу по нему статью. При таком подходе текст получается более информативным и полезным. Лучше потратить 5-10 минут на создание плана, чем по ходу статьи постоянно отвлекаться и думать, о чем писать дальше.

Составление плана особенно важно при работе со сложными или обширными темами. Готовая структура помогает не запутаться по ходу повествования.

Виды планов

В понимании большинства людей план – это тезисное изложение материала. На самом деле это всего лишь один из видов. Существуют другие, каждый из них решает свои задачи и имеет конкретные цели.

Через тезисы

Тезис – главное предложение из нескольких абзацев. Отражает одну мысль. Состоит из 4–6 слов, иногда допустимо увеличение до 8-10 слов. Тезисы плана – это подзаголовки будущей статьи. Примерная схема составление подзаголовка такая: о чем идет речь (существительное) + действие с главным предметом (глагол), вспомогательные части речи.

Через вопросы

Этот метод подходит для создания обучающих статей. Каждый пункт раскрывает по порядку главные вопросы относительно предмета обсуждения, проблемы. Например, план может включать такие вопросы:

  1. Что это такое (конкретизируем то, о чем идет речь)?
  2. Зачем это нужно?
  3. Каким бывает?
  4. Как сделать?
  5. Как оценить результат?
  6. Другое.

Часто авторы используют смешанный тип плана: тезисы + вопросы.

Через схему

Подходит для составления обзоров, описаний, анонсов, пресс-релизов. В этом случае нужно зафиксировать отдельные слова, факты, цифры, даты. Можно соединить их стрелками или другими символами. Строгих критериев для схемы нет, каждый автор составляет план так, как ему нравится.

Как составить план: пошаговая инструкция

виды плана

План бывает простым и сложным, это не зависит от типа структуры. В первом случае все заголовки имеют уровень H2, во втором случае – H2 и H3. Поэтому перед созданием плана и написанием статьи необходимо определиться с важностью деталей.

Вы должны обозначить, где нужно обойтись общей информацией, а где лучше добавить подпункты и описать детали. Например, свойства какого-то предмета можно описать вскользь в виде списка, а можно на каждое свойство выделить по пункту уровня H3.

Что делать дальше:

  1. Придумайте заголовок. Он должен быть привлекательным, интересным, интригующим, полезным. Если сразу ничего не приходит в голову, то сделайте этот пункт последним.
  2. Напишите введение. В нем должна быть озвучена проблема и намек на ее решение, либо описание противоречивости вопроса и предложение разобраться в этом. Польза, доверие, интерес – вот что должно скрываться в первом абзаце. Неплохо кратко описать структуру статьи (что именно читатель узнает, какой будет логика). Если пока нужные слова не приходят, то напишите в плане «введение» и переходите к следующему шагу.
  3. Запишите основные мысли в виде подзаголовков (пунктов и подпунктов). Подумайте, где уместно вставить таблицу или список, где мысли можно выделить как цитату.

В заключении работы нужно подвести итоги и озвучить ту пользу, которую статья принесет читателю.

Как проверить план

Перед тем как приступить к непосредственному написанию статьи оцените составленный план. Вот на что нужно обратить внимание:

  • логика и последовательность изложения;
  • полнота информации;
  • отсутствие повторов (нет ли одного и того же, но по-разному сформулированного);
  • краткость и лаконичность.

Старайтесь следить за тем, чтобы пункты не были слишком обширными, но и не были слишком короткими. В среднем в статье должно быть 3-7 пунктов. Некоторые из них могут содержать подпункты.

В завершение давайте еще раз кратко проговорим пользу составления плана:

  • текст получается оптимальным по объему и содержанию, максимально информативным и полезным;
  • уходит меньше времени на написание статьи;
  • автор не отвлекается в процессе работы;
  • в тексте нет воды и лишней информации из смежных тем.

Теперь вы знаете, как писать статьи по плану. Осталось набраться опыта: пробуйте сами разрабатывать структуру, обращайте внимание на содержание статей у других авторов.

Возникли вопросы, или хотите что-то добавить?

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности